Свежий ветер

Как пропавшие без вести предки влияют на судьбы своих потомков?

Третье февраля – День пропавших без вести людей.

В нашей истории далекой и не очень было много больших и тяжелых событий, которые затрагивали всех современников и влияли на следующие поколения. Революции, войны, переселения, голодные годы, перестройка… Миллионы людей пострадали, погибли, пропали. Потеря близких – тяжелое эмоциональное переживание. А когда они главные кормильцы семьи, то этот факт ставит семью на грань выживания. Но самое сложное – неизвестность. Когда нет даже бездушного бланка с жутким словом – погиб. Ни места, ни времени, ни даже самого факта гибели. Пропал без вести… И внутри надежда – вдруг вернется, ведь не погиб, может найдется…

В родовой системе никто бесследно не исчезает, в ней навсегда остается место пропавшего без вести, эмоционально заряженное, куда очень тяжело смотреть близким. Семейная память хранит эти необработанные гореванием чувства, ведь не простились, не могли похоронить, некуда прийти и невозможно отгоревать. И тогда душа живет надеждой, жизнь превращается в вечное ожидание и поиск. А поскольку найти и дождаться невозможно, то все эти непрожитые чувства передаются в наследство следующему поколению. И тогда уже потомки всю жизнь ищут идеального партнера или ищут себя в смене работ, профессий.

В моем роду пропавшие без вести даже не в одном поколении: дед Николай – отец моего папы пропал без вести в 1942 году, два прадеда: Егор Тимофеевич Жданов – дед моей мамы и Петр Андреевич Байчеров – дед моего папы, пропали без вести в первую мировую войну, оба в июле 1915 года. Их жены больше не вышли замуж, сами справлялись с хозяйством и маленькими детьми. Одна из них растила общих детей и дочь своего пропавшего мужа от его первого брака. В семье о пропавших без вести не говорили, я узнала об этих фактах из архивных записей. Но что интересно, например, предки по маминой линии жили в одной местности как минимум с 1721 года (удалось проследить по архивным метрикам). А вот внуки и правнуки пропавшего без вести Егора Тимофеевича разъехались по всей стране. И семья Петра Андреевича в полном составе уехала из родных мест. Что-то ищем все время. У всех потомков не единственные браки либо они одиноки. Постоянная смена городов и регионов, профессий и работ. Возможно есть и другие тому причины, но сценарии очень похожи.

В системной семейной терапии существует понятие трансгенерационной передачи, которое описывает влияние событий прошлого на жизнь последующих поколений. Факт пропавших без вести предков может оказывать значительное воздействие на семейные системы, вызывая определенные эмоциональные и поведенческие реакции у потомков.

Неопределенность создает напряжение внутри семьи, поскольку никто точно не знает, как правильно относиться к этому событию. Члены семьи могут испытывать чувство вины, злости, тревоги или даже стыда за то, что произошло.

Нереализованные ожидания. Пропавший член семьи мог играть важную роль в жизни других родственников – будь то отец, мать, брат или сестра. Его исчезновение оставляет пустоту, которую сложно заполнить. Ожидания от этого человека (например, забота о детях, поддержка родителей) остаются нереализованными, что также влияет на динамику семейных отношений.

Скрытые эмоции и незавершенные процессы. Смерть близкого человека обычно сопровождается процессом горевания, который помогает членам семьи справиться с утратой. С пропавшими без вести этот процесс нарушен. Близкие могут «замораживать» свои чувства, подавлять горе, что приводит к накоплению невыраженных эмоций. Эти скрытые переживания могут передаваться следующим поколениям через поведение, установки и убеждения. Они могут осложнять или вовсе блокировать возможность проживания своей жизни для следующих поколений. И уже, например, внучки выбирают уходящих от них партнеров, но ждут и надеются на их возвращение. И страдают, а сила этих чувств неадекватна ситуации расставания. И эта надежда будет с ними год, два, пять, а они так и не смогут отпустить прошлое, неся чувства предков, а не проживая свое горевание по расставанию с любимым.

Изменение структуры семьи. Исчезновение одного из членов семьи меняет ее структуру. Роли и функции перераспределяются между оставшимися членами, что может вызывать конфликты и напряжения. Например, старший ребенок может взять на себя ответственность за младших, хотя ему самому еще нужна поддержка и забота.

Травматический опыт. Для многих семей пропажа родственника становится травмирующим событием. Травма может передаваться последующим поколениям через бессознательные механизмы, такие как повторяющиеся паттерны поведения, страхи и тревожность. Дети могут расти в атмосфере страха и неуверенности, что сказывается на их психическом здоровье и отношениях с другими людьми.

Идеализация. Пропавший член семьи может оставаться в воспоминаниях идеальным, безупречным. И тогда потомки в своей жизни будут искать этот идеал, например, через отношения в паре. И каждый раз живой партнер рядом не будет соответствовать идеальному образу.

Переплетения. Кто–то из потомков может нести чувства, проживать часть судьбы пропавшего без вести. Например, чувствовать себя исключенным из общественной жизни, потерянным, может испытывать трудности с самостоятельным выбором: профессии, цели в жизни, работы, возможны сложности с установлением близких отношений или связей в коллективе. Как будто он «ни жив, ни мёртв».

Согласно системному подходу на нас влияют семь поколений наших предков, а мы влияем на семь поколений потомков. Вместе с ресурсами мы получаем и отягощения. С каждым следующим поколением отягощение ослабевает, но можно не ждать и не передавать это детям. Если в родовой системе есть повторяющиеся сценарии, можно найти причину и освободить себя от влияния прошлого, проявить уважение к судьбе предка, принять его силу и развернуться в свою жизнь. Мы ничего не можем изменить в его судьбе, все уже случилось, ему не суждено было вернутся, значит нужно его отпустить навсегда. Тогда снимется напряжение, душа предка обретет покой, а потомки будут с уважением хранить память и проживать свою судьбу.